После высказывания Владимира Соловьева о том, что Борис Надеждин облегчил работу органам, собрав готовые списки врагов народа, многие в России призадумались. Повеяло хорошо забытым духом 30-х годов.
Можно, конечно, все списать на полемический задор популярного ведущего. Но Владимир Рудольфович – человек влиятельный и много знающий. Поэтому и реакция на его слова серьезная. Тем более, что при желании целый ряд событий в стране последнего времени вполне ложится в канву его логики.
- Апелляционный военный суд в Подмосковье по просьбе прокуратуры ужесточил приговор социологу и публицисту Борису Кагарлицкому*, вместо штрафа 600 тысяч рублей ему назначено наказание в виде 5 лет колонии общего режима.
- Подписан закон о конфискации имущества за фейки об армии и дискредитацию Вооруженных сил России. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Председатель ГД Вячеслав Володин перечислил преступления, которые могут повлечь за собой конфискацию имущества. Кроме фейков и дискредитации в этом перечне также: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности или направленные на нарушение целостности РФ, публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, призывы к введению санкций в отношении Российской Федерации и ее граждан.
Даже в культурной сфере есть что-то, вызывающее ретро-ассоциации. Режиссер новой экранизации «Мастера и Маргариты» Михаил Локшин говорит: «Но также меня поражало то, что про меня или про фильм говорили вещи, которые почти дословно повторяли то, что говорили критики в 1930-е годы».
Кандидат в президенты от «Новых людей», вице-спикер Госдумы Владислав Даванков так прокомментировал слова Соловьева:
«Наша партия, наше поколение — всегда про сотрудничество, мы всегда ищем то, что нас объединяет, а не разъединяет. И когда я слышу очередное предложение всех тех, кто поставил подписи [за Надеждина], что все эти 100 тыс. с лишним человек — это враги народа, то меня от этого корежит. Мы все должны жить по закону, если закон позволяет поставить подпись, то вы этим показываете, что этот человек имеет право участвовать в выборах».
Редакция Publico обсудила заявления про врагов народа с главой Центра политической информации, политологом Алексеем Мухиным. В частности, Мухин сказал нам:
«Оперировать терминами “враги народа”, “репрессии”, “ГУЛАГ”, "СМЕРШ" вряд ли необходимо. На мой взгляд, все это вызывает очень неприятные и устойчивые ассоциации с 1930 гг. Возможно, стоит придумать новые термины и в принципе систематизировать эту борьбу и работу, но точно не объявлять “охоту на ведьм” и фактически заниматься маккартизмом. Понятны и чувства некоторых публичных деятелей, которые буквально сейчас наслаждаются тем, что могут подвергать обструкции других людей, в том числе попавших в сложную ситуацию. Но я не могу разделить этот пафос, тем более что как историк вижу очевидные опасности с возвращением подобной терминологии: “враг народа”, “семья врага народа” и так далее. Это вызывает очень нехорошие ассоциации и, в дальнейшем, к сожалению, может привести к серьезной общественной деформации. В таких вопросах надо быть осторожным и хирургически точным, а не кромсать направо и налево всех, кто попадает в такое поле».
Конечно, с формальной юридической точки Соловьев говорит странные вещи. Член ЦИК Константин Мазуревский по этому поводу сказал: «Подписные листы всех кандидатов, которые их предоставили в ЦИК России, хранятся в режиме защиты и сохранности содержащихся в них персональных данных избирателей».
Фото: ФедералПресс
В недавнем интервью Такеру Карлсону Владимир Путин вспоминал сталинское время такими словами: «Время правления [Иосифа] Сталина называют сталинским режимом, все говорят о том, что там много было нарушений прав человека, нарушений прав других государств».
В разное время Путин много говорил о периоде правления Сталина.
«Очевидно, что с 1924 по 1953 год страна, которой тогда руководил Сталин, изменилась, превратившись из аграрной державы в индустриальную. <…> У сталинского правления, безусловно, имелись позитивные аспекты. Однако они были достигнуты слишком высокой ценой. Репрессии имели место быть. Это факт. От них пострадали миллионы наших сограждан. И такой способ управления государством, достижения результата — неприемлем», — утверждал Путин.
В 2007 году во время посещения Бутовского полигона — места, где в конце 30-х годов было расстреляно более 20 тыс. человек, — Путин заявил об ответственности сталинизма за преступления против граждан: «Трагедии такого рода повторялись в истории человечества неоднократно. 37-й год, хотя он и считается пиком репрессий, был хорошо подготовлен предыдущими годами жестокости. Масштаб ее колоссален».
В 2010 году при посещении мемориала в честь расстрелянных в Катыни польских граждан тогдашний премьер-министр Владимир Путин также дал жесткую оценку сталинизму:
«Этим преступлениям не может быть никаких оправданий, в нашей стране дана ясная политическая, правовая, нравственная оценка злодеяниям тоталитарного режима... И такая оценка не подлежит никаким ревизиям».
Что касается Соловьёва, то есть и очень жесткие оценки его высказываний. Так, автор тг-канала Svoidanash пишет: «Владимир Рудольфович показал свое истинное лицо. Под благообразной маской патриота-пропагандиста скрывалась рожа вражеского агента и злостного оппозиционера. … Соловьев легким движение брови доносит до широкой аудитории: «Забудьте, никакой закон на этих выборах и не ночевал». Обещать силовое преследование людям, которые поставили подпись за выдвижение одного из кандидатов? Владимир Рудольфович, а вы правда считаете, работает на легитимность предстоящего переизбрания Владимира Путина? Вы действительно думаете, что это рисует образ сильного и уверенного кандидата и режима в целом? Серьёзно. Или вы просто работаете на перспективу? Чтобы потом в случае чего, когда и если, вы в очередной раз с легкостью переобулись в воздухе и имели возможность на голубом глазу заявлять, что на самом деле вы страстный противник режима, который подтачивал его изнутри. Еще раз и снова: главные враги власти не оппозиционеры с тыквенным латте и барышни в белых платочках. Снесут действующую власть вот такие вот старательные идиоты».
*Признан Минюстом РФ иноагентом, внесён в реестр террористов и экстремистов.