Одно из самых перспективных направлений цифрового развития бизнеса - роботизация бизнес-процессов (Robotic Process Automation — RPA). Руководитель направления RPA одной из ведущих российских IT компаний Виктория Бабанкина рассказала PublicO о том, чему уже научились виртуальные роботы и какие функции они могут отобрать у сотрудников уже в ближайшем будущем.
Пределы компетенции
Программные роботы RPA отлично справляются с задачами бизнеса, имитируя рутинные действия человека. Они могут взаимодействовать с любыми системами, приложениями, сайтами - в том числе с неудобными или устаревшими.
Плюсом привлечения робота к работе является то, что они не устают и не допускают ошибок, поэтому они могут спокойно забирать у сотрудников любые запутанные, долгие и перегруженные процессы - главное, чтобы на практике в них не было никаких неожиданных переменных. Но если вы каждый день сталкиваетесь с новыми задачами, и каждый раз находите новые пути к их решению, то ваша работа пока что не поддастся роботизации.
В большинстве случаев речь может идти об автоматизации бэк-офиса. Бухгалтерия, кадровый учет, документооборот, закупки. В этих сферах трудится много людей, которые ежедневно повторяют рутинные операции, выполняют логически понятные и структурированные процессы.
Самым логичным путем развития программных роботов, по мнению Виктории Бабанкиной, является подкрепление их функциональности стремительно развивающимися нейросетями.
Классическое RPA войдет в симбиоз с новыми технологиями, которые попадают под «зонтичный» термин «искусственный интеллект». Внедрение и обучение ML-модулей, интеграция GPT-моделей, подключение NLP-решений позволят роботам стать умнее и разнообразнее, приносить все больше пользы. Но вряд ли поменяется действующий сейчас принцип: роботы не формируют бизнес-ландшафт, а помогают компаниям под него адаптироваться.
Фото ФедералПресс
В работе бухгалтеров, вероятно, больше всего процессов, которые можно поручить роботам: акты с контрагентами, счета-фактуры, банковские выписки и первичная документация, распознавание бумажных документов, их проверка, заполнение, проведение и архивирование.
В отделе кадров робот может искать подходящих кандидатов на сайтах-агрегаторах, используя как стандартные фильтры, так и семантический анализ прикрепленных резюме.
«Однажды к нам обратилась компания, массово нанимающая курьеров. Робота научили не только искать подходящие резюме, но и проводить короткие интервью в Telegram. Робот задавал кандидату несколько простых вопросов, по ответам на которые принимал решение: передать контакт кадровому работнику или вежливо попрощаться»,- объясняет эксперт.
Роботу также можно поручить формирование различных справок, обработку больничных листов, учет рабочего времени, выплаты зарплат. При увольнении сотрудника робот может найти все справки и собрать их в единый пакет с описью. Также робот может проверять, не числится ли за уходящим сотрудником несданного имущества — так RPA применяют в одном из российских нефтегазовых гигантов.
При работе с тендерами, робот может отвечать за поиск и мониторинг закупок - опираясь как на встроенные в систему закупок фильтры, так и находя ключевые слова в проектной документации.
Роботы могут и сами составлять коммерческие предложения, учитывая множество различных параметров и применяя матрицы погрешностей. Затем робот проверяет итоги торгов. Он проходится по всем тендерам, на которые подавался продавец, и формирует отчет: где компания получила контракт, а где (и с какими условиями) победили конкуренты. Со стороны покупателя робот может заниматься подготовкой документов на закупку товаров и услуг: технического задания, шаблона договора, лицензий.
Компьютер в сейфе
Ключевой нюанс подбора ПО и техники для госсектора - обширные требования по безопасности и конфиденциальности. «Иногда решения могут выглядеть комично, например, мы видели, как в одной госкомпании компьютер с роботом поместили в огромный сейф. Но цель свою они достигают: робот функционирует, безопасность не нарушена, сотрудник освобожден от рутины», - говорит Бабанкина.
В одном из столичных ВУЗов недавно появился робот, призванный навести порядок в документах, связанных с закупками по 44-ФЗ. Если госкомпания находит себе подрядчика, то ей потом нужно отчитаться о том, куда ушли эти деньги, какие услуги им оказали. В университете накопилось множество таких неразобранных документов - закрывающих актов или счетов на оплату. На помощь пришел робот.
Сейчас многие компании, активно занимающиеся роботизацией и внедрением алгоритмов ИИ в бизнес-процессы, открывают у себя центры компетенций, занимающиеся развитием этого направления. То есть процесс вытеснения человека из офисной рутины набирает обороты. Чем это грозит рынку труда? Сегодня роботы не готовы брать на себя сложную интеллектуальную работу, но что будет дальше? Не станем ли мы слишком зависимыми от причуд «глупой машины»? Сегодня на эти вопросы ищут ответы эксперты PublicO.